Тахография - Общие сведения

Для осуществления внутренних и международных автомобильных перевозок на территории Российской Федерации на транспортном средстве должно быть установлено контрольное устройство – Тахограф.

Тахограф

Тахограф — бортовое устройство для контроля режима труда и отдыха водителя. Тахографы обеспечивает достоверную непрерывную и некорректируемую регистрацию информации о продолжительности движения, скорости и маршруте транспортного средства, а также позволяет гарантированно выявить факты корректировки или фальсификации информации, зарегистрированной в памяти тахографа, по результатам проверки.

Траснпортные средства, осуществляющие международные перевозки, используют тахографы ЕСТР.

В национальной тахографии используются тахографы двух видов: тахографы, имеющие блок СКЗИ (средство криптографической защиты информации) и тахографы СКЗИ с функцией передачи данных (онлайн-тахограф СКЗИ).

  • ЕСТР – это единое соглашение о работе экипажей транспортных средств на территории европейских стран. Тахографы, отвечающие этому соглашению, изготовлены в Европе и имеют сертификат ЕСТР.

    Тахографы ЕСТР устанавливают на транспортные средства предприятий осуществляющих международные перевозки за пределы территории Российской Федерации при условии наличия у транспортного предприятия действующей лицензии на осуществление международных перевозок. Также транспортное средства должно иметь карточку аккредитации соответствия нормам международных перевозок.

  • СКЗИ – это блок криптозащиты, необходимый для вычисления квалифицированной электронной подписи, проведения процедур аутентификации и обеспечения защиты информации, обрабатываемой и хранимой в тахографе и подлежащей защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Тахографы с блоком СКЗИ устанавливают на транспортные средства предприятий осуществляющих внутренние перевозки в пределах территории Российской Федерации. Автотранспортные средства оборудованные тахографами с СКЗИ не могут выезжать за пределы РФ, даже на территории стран Таможенного Союза. Блок криптозащиты СКЗИ находится в ведении ФСБ РФ и попытка его вывоза будет расцениваться как разглашение государственной тайны.

 

Для осуществления тахографического контроля используются тахографические карты (далее — карты). Карта помещается в слот тахографа для записи сведений, которые были собраны бортовым контрольным устройством. Тахографические карты представляют собой пластиковую карту с электронным носителем информации. Они бывают двух видов — карты СКЗИ и карты ЕСТР. Карты СКЗИ работают только с тахографами имеющими блок СКЗИ, так как в тахографах ЕСТР используется другой тип шифрования. Соответственно, карты ЕСТР работают только с тахографами ЕСТР.

Карты тахографа СКЗИ и ЕСТР

 

Разработка блока СКЗИ тахографа и карт СКЗИ осуществляется в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382) с изменениями, внесенными приказом ФСБ России от 12 апреля 2010 г. N 173 (зарегистрирован Минюстом России 25 мая 2010 г., регистрационный N 17350).

При одинаковом назначении (запись данных с тахографа) карты СКЗИ и карты ЕСТР имеют ряд особенностей:

  • Внешний вид. На картах текст написан разным шрифтом, также карты имеют отличия в нанесенных на них водяных знаках.
  • На карте СКЗИ весь текст указан на русском языке, а картах ЕСТР используется английский и русский язык соответственно.
  • Карта СКЗИ потребует от вас ввода пин-кода, в то время как устройства формата ЕСТР обходятся без подобного защитного элемента.